Информационное агентство "Светич". Сайт о сельском хозяйстве. 16+

Ледовое волшебство новогодних праздников

Ледовое волшебство новогодних праздников
Во многих городах и сёлах России в предновогоднее время возводят ледовые городки. Мастера искусно вытачивают из ледяных глыб образы Деда Мороза и Снегурочки, сказочных героев, различных животных, разнообразные снежинки, возводят дворцы, избы, горки, лабиринты, резные ограды для катков и многое другое. И всё это ледяное волшебство в новогодние и рождественские праздники радует своей сказочной красотой и детей, и взрослых.
 
Ледовые городки строятся не только на территории России. Их традиция известна и в других странах, где зимы позволяют делать скульптуры изо льда, возводить ледяные фигуры и сооружения.
 
В журнале «Идеи вашего дома» (№1, 2004) Оксана Крылова пишет: «Наши северные соседи, скандинавы, пока преуспели в этом гораздо больше. В Финляндии, например, ледяные скульптуры, горки и карусели строятся не только в частных садах и общественных парках, но и на территории детских садов и школ, просто на улице. Практически в каждом городе проходит свой ежегодный конкурс ледяных скульптур, а в некоторых районах его проводят даже дважды в год – зимой на открытом воздухе, а летом в холодильных камерах.
 
В России за сезон пока случается не более 20 конкурсов и фестивалей. Но и здесь есть на что посмотреть. Некоторые из этих мероприятий уже стали популярными и собирают весьма известных резчиков по льду со всего мира. Кстати, именно после посещения таких фестивалей у многих появляется непреодолимое желание построить нечто ледяное на собственном садовом участке».
 
Хорошо известны миру китайские ледяные фонари. Существует такое мнение, что они являлись предшественниками ледовых скульптур, поэтому сторонники этого мнения называют Китай их родиной, и, наверное, не без оснований: еще лет триста назад в окрестностях Харбина рыбаки, отправляясь зимой на промысел, брали с собой в холодные ветреные ночи ледяные фонари. Изготовлялись они очень просто: корзину с водой выставляли на мороз, затем вынимали из неё лёд, выдалбливали в нем отверстие и вставляли внутрь свечу. Возвратившись с лова, рыбаки оставляли фонари на берегу, и во время традиционных зимних праздников ими играли дети.
 
Постепенно детские игры переросли в шоу ледовых фонарей, а начиная с 1963 года — в популярный фестиваль ледовой скульптуры. Теперь ежегодно в январе—феврале жители Харбина любуются в городских парках сложенными из ледяных кирпичей огромными зданиями, садами, водопадами, готическими соборами, резными цветами и драконами (по материалам сайта www.modelist-konstruktor.com).
 
Оксана Крылова в своей статье рассказывает о технологии создания ледяных скульптур, которая, как оказывается, довольно проста. Но, как считает автор, всё же не настолько, чтобы каждый желающий мог с первого же раза возвести собственный сверкающий замок. Вот что она советует: «Лучше пригласить профессиональных резчиков по льду, имеющих необходимый инструмент, отработанные технологические приёмы и большое количество эскизов.
 
Для того чтобы ледяная скульптура искрилась на солнце, необходимо знать специальные приёмы тонкой обработки льда различными видами резцов. Эффект тщательно отполированной поверхности возникает только при использовании хорошо заточенного инструмента.
 
Для изготовления скульптуры может использоваться как природный, так и искусственный лёд. Глыбы природного материала выпиливаются с помощью ручной или бензопилы из ледяного покрова различных, желательно не проточных водоёмов. В реках с сильным течением лёд постоянно подмывается снизу, поэтому не всегда успевает «нарасти» до нужной толщины. Кстати, можно использовать даже пруд, находящийся на участке. Только глубина водоема должна превышать 50 см, поскольку стандартная величина ледяных блоков - 90×50×30 см.
 
Работать с более мелкими кусочками неудобно, а более объёмные элементы довольно сложно вытащить из воды. Но даже если это удастся, окружающий лёд может не выдержать глыбу и проломиться.
 
Внешняя подсветка способна быстро изменить облик и настроение ледяной скульптуры. Кроме того, она играет роль дополнительного освещения участка. Ведь зимой смеркается уже после обеда, и смотреть в окно на темный сад становится не слишком интересно.
 
Необходимой толщины лёд в природных водоемах достигает, как правило, к концу декабря - началу января. Поэтому, если вы хотите украсить свой сад ледяными скульптурами уже к началу зимнего сезона, целесообразнее использовать искусственный материал. Для его приготовления подойдет любая форма из нержавеющей стали или деревянная опалубка со вставленной внутрь полиэтиленовой плёнкой. Но если на улице недостаточно холодно, замерзать такой лед будет очень долго, несколько недель, или же придется морозить его в профессиональных холодильниках на хладокомбинате.
 
Некоторые резчики считают искусственный лёд менее красивым, поскольку он имеет мутноватую сердцевину, но это, как говорится, дело вкуса. Ни по плотности, ни по твердости, ни по каким-то другим качествам правильно приготовленный искусственный материал совершенно не отличается от натурального. И работают с ним по тем же принципам и теми же инструментами, что и с природным. Кстати, для резки по льду используются различные пилы, стамески и резцы, аналогичные тем, которыми работают по дереву.
 
Существует два основных способа создания ледяных композиций. Первый можно сравнить с детским конструктором. То есть все детали будущей скульптуры выпиливаются по отдельности, а затем собираются в готовую композицию. Этот способ наиболее прост, но, по мнению профессиональных резчиков, наименее интересен. Работа становится механистичной, в ней остается слишком мало места для творчества. Правда, такой метод позволяет экономить время, что немаловажно, если обговорены жёсткие сроки выполнения заказа. Второй способ гораздо ближе к работе настоящего скульптора. Ведь в этом случае из ледяных глыб сначала собирается нужный объём, а уже затем от него «отсекается все лишнее». При таком способе работы резчик может отойти от первоначального проекта, создать что-то неожиданное, интересное. К тому же, и ошибки в работе со льдом не так страшны, как при работе с деревом и камнем. Если кусок льда отколется, то скульптуру можно легко восстановить, присоединив новый блок.
 
Способ монтажа ледяных деталей в обоих случаях один и тот же. Скрепляемые поверхности выравниваются, поливаются водой, соединяются, а затем снова «приливаются» водой. Через некоторое (довольно непродолжительное) время стык смерзается под действием температуры самих глыб льда, при этом температура воздуха может быть не ниже 0°C.
Для того чтобы получить цветную скульптуру или же композицию с разноцветной надписью, лёд не стоит красить снаружи. Этот вариант очень недолговечен, ведь достаточно малейшей оттепели, даже просто попадания на поверхность солнечных лучей, чтобы цвет «стаял».
 
Гораздо надежнее распилить ледяные блоки пополам и покрасить внутреннюю поверхность или же нанести на нее необходимые слова, цифры, узор. Затем блоки снова соединяют по уже описанной технологии, применяя небольшое количество воды. Такому цветному льду не страшны ни оттепели, ни осадки. Иной способ расцветить ледяные скульптуры - организация внешней подсветки. Кстати, есть возможность сделать подсветку и внутренней, но этот вариант очень дорог и используется редко.
 
А вот наружную подсветку организовать совсем несложно, особенно если на участке уже имеютсяwww.taninfo.ru электрические розетки (например, те, в которые летом включается газонокосилка или фонтан на альпийской горке). Если ничего подобного нет, кабель можно протянуть непосредственно к дому, под снегом технические детали все равно видны не будут. Подсветка может быть как однотонной, так и тонированной сменными фильтрами, статичной или «играющей». Если для подсветки используются греющиеся лампы, то их нужно располагать на расстоянии, чтобы они не повредили скульптуру.
 
Негреющиеся лампы (холодного свечения) скульптуру в любом случае не испортят. Другое дело – прямые солнечные лучи, ветер и дождь. От них ледяную композицию нужно оберегать, поскольку они способны испортить форму, размыть грани и линии. А вот небольшие оттепели ледяным творениям не страшны, ведь лед имеет собственную энергию холода и даже при плюсовой температуре не тает очень долго. Если же оттепель затянулась, скульптуру лучше укрыть полиэтиленовой плёнкой или даже соорудить вокруг нее нечто вроде парника. Хотя многие владельцы ледяных шедевров вовсе не стремятся их сохранить, считая, что вся прелесть такого произведения именно в его недолговечности, хрупкости.
 
Но даже если совсем не уделять внимания сохранности ледяных композиций, они в состоянии простоять на участке в течение всей зимы, практически до марта. Времени же на их изготовление тратится совсем немного. Для создания скульптуры размером 2×2 м опытному резчику понадобится от двух до пяти дней, в зависимости от сложности проекта.
 
Если объём композиции достигает 300 кубометров льда и больше, на работу может уйти несколько недель. Процесс затягивается и в случае, когда в создании скульптуры принимают участие сами заказчики или их дети. А сегодня такая форма досуга стала весьма популярна. Вообще различные мероприятия с использованием ледяных композиций постепенно завоевывают все больше поклонников».
 
Доказательством популярности ледовых городков служат новогодние праздники прошлого года, когда они были возведены фактически во всех крупных городах Урала — Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени, Кургане.
 
Мы коснулись только Уральского Федерального Округа, но, естественно, это не все города, в которых отличились мастера «ледового жанра». На сегодняшний день традиция этих чарующих композиций присуща всей территории России, где их позволяют выполнять погодные условия. Поэтому любителям ледового искусства есть, где разгуляться и в очередной раз удивить жителей нашей страны красотой изящного образа.
 
Материал подготовил Евгений ИЗМАЙЛОВ
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

 
}